«Вступая в союз друзей леса, клянусь зорко стоять на страже лесных сокровищ родного края, быть защитником деревьев, травы, птиц и зверей …» Из клятвы юного лесовода Важную роль в экологическом воспитании и профориентации подрастающего поколения играют школьные лесничества. Согласно существующему Положению, основными задачами их деятельности являются: – научить школьников осознанно ценить и охранять родную природу; – дать общие знания о жизни леса, его обитателях, древесных породах; – ознакомить с деятельностью предприятий лесного хозяйства; – провести силами школьников необходимый комплекс лесохозяйственных работ с приобретением некоторых профессиональных навыков. Школьные лесничества создаются на основе трудового договора, заключенного дирекцией школы и лесничества. В договоре отмечаются обязательства сторон, календарные сроки проведения работ, их задачи, количество учащихся и другие вопросы. Назначаются ответственные от школы и лесничества за проведение работ и технику безопасности. Оплата труда школьников производится за фактически выполненную работу в соответствии с расценками и системой оплаты труда в предприятии. Средства, заработанные школьниками, распределяются между членами школьного лесничества. Часть заработанных средств по решению общего собрания учащихся может отчисляться в общественный фонд на коллективные мероприятия (туристические походы, экскурсии и т. д.). В Архангельской области накоплен уже значительный опыт работы школьных лесничеств. Почти полвека назад, в 1961 году, в Вельском районе было создано первое в области школьное лесничество, а в 1968 году стало действовать школьное лесничество в Соровской восьмилетней школе Вилегодского района. Это начинание активно поддержали областное управление лесного хозяйства, общество охраны природы, областная станция юных натуралистов. Через двадцать лет, к 1988 году, в Архангельской области насчитывалось уже 165 школьных лесничеств, охватывающих более 6 тысяч учащихся. Свыше трехсот учителей и специалистов лесного хозяйства занимались со школьниками. Самыми продуктивными в работе школьных лесничеств были, пожалуй, 1985M 1990 годы, то есть время, предшествующее перестройке. За юными лесоводами было закреплено свыше 90 тысяч гектаров государственного лесного фонда. Если сложить все лесничества в одно целое, получается квадрат со сторонами в 30 километров! Чтобы обойти его, потребуется, как минимум, четверо суток, и то для хорошего пешехода. Члены школьных лесничеств ежегодно составляли план работы. Наряду с практическими занятиями они знакомились с основами лесохозяйственных знаний по темам, связанным с посевом семян в питомниках, посадкой сеянцев на вырубках и уходом за ними, с вредителями и болезнями леса, с профилактическими мерами против лесных пожаров и многими другими. Обязательно проводились лекции о лесах планеты и России, их роли в жизни человека и в защите окружающей среды. Школьные лесничества активно участвовали в природоохранных мероприятиях: «Месячник леса», «День птиц», операции «Зелёное лукошко», «Целебное лукошко» и в других. В пожароопасный период они распространяли листовки среди местного населения, патрулировали по дорогам и берегам рек. В летний период на базе школьных лесничеств организовывались лагеря труда и отдыха, в которых работало и отдыхало около трёх-четырёх тысяч школьников. Только за два года, 1987 и 1988Mй, члены школьных лесничеств выполнили посев и посадку леса на площади 6450 га, провели уход за лесными культурами на 15 тыс. га, заложили 65 га лесных питомников, собрали почти 10 тыс. шишек и 65 кг семян хвойных пород. Ими изготовлено 4 тыс. искусственных гнездовий и кормушек, взято под охрану 600 муравейников. Кроме того, заготовлено помимо личных нужд 550 кг грибов, 2405 кг ягод, 1100 кг лекарственного сырья. Все эти сведения я получил из официальных источников, когда работал над брошюрой и фотобуклетом «Юные друзья леса», изданных в 1989 году Архангельским областным советом общества охраны природы и АЛТИ. Ежегодно Министерство лесного хозяйства РСФСР, Министерство народного образования РСФСР, Центральный совет Всероссийского общества охраны природы и Центральная станция юных натуралистов проводили смотр работы школьных лесничеств России. По итогам смотра неоднократно получали призовые места школьные лесничества нашей области. Так, в 1978 году школьное лесничество Плесецкой средней школы удостоено первой республиканской премии. В 1985 году Шунемское лесничество Вельского района заняло первое место по области. Многие члены школьных лесничеств, их руководители награждались Почётными грамотами от органов лесного хозяйства и школ. То ли лесхозы были тогда побогаче, а всего вернее, отношение к школьным лесничествам было более серьёзным, но отдельные участники приезжали на слёт в форме лесной охраны. Понятно, что шили её им по спецзаказу. Находились же тогда средства на это хорошее дело! В моём фотоархиве от тех доперестроечных лет сохранилось большое количество фотографий, где юные друзья леса постигают азы лесоводственных наук. Многие из бывших членов школьных лесничеств уже тогда сами трудились на лесном поприще, например, выпускники АЛТИ Наталья Леонидовна Боровина, Надежда Александровна Шевелева и другие. Они с большой охотой передавали свой опыт и знания подрастающему поколению. Сейчас, глядя на жизнерадостные и в то же время по-взрослому серьёзные детские лица, невольно думаешь, а кто из них стал или станет ещё известным лесным знателем? Ведь все их именитые предшественники были когда-то в детском и юношеском возрасте. В моей памяти хорошо запомнился областной слёт членов школьных лесничеств и юных друзей природы в 1986 году. Участниками его были победители и призёры районных слётов. Только в конкурсе лесоводов участвовало 23 школьника, а всего участников вместе с руководителями-наставниками было более сотни человек. Программа соревнований была серьёзной: необходимо было определить древесную породу или кустарник по внешним признакам – коре, листьям, хвое, шишкам, плодам, семенам; уметь работать с мерной вилкой и высотомерами – измерить высоту дерева, диаметр ствола и ширину кроны; задавать направление визира по буссоли или компасу; знать наиболее распространенные в наших лесах лекарственные растения, птиц и животных; ответить на «каверзные» вопросы из жизни леса – как, например, потушить загорание в лесу, и другие. В упорном состязании на областном смотре-конкурсе, на котором мне удалось присутствовать и фотографировать, были выявлены победители: среди юных ботаников – Саша Баталов, ученик 7Mго класса из Каргопольского района; среди юных лесоводов Коля Сухарев, восьмиклассник из Коношского района; среди юных зоологов Олег Гресь, семиклассник из Ленского района. В конкурсе «голубых патрулей» победила Света Симонова, ученица 8 класса из Вельска, а в конкурсе «зелёных патрулей» – Надя Матушкина, ученица 9 класса из Верхнетоемского района. Самыми юными участниками слёта были ученик 4 класса Алёша Мишарин из Красноборского района и первоклассница Виктория Шарова из Мезени. С огромным удовольствием я сфотографировал победителей у недавно построенного областного Дома пионеров в Архангельске, где проходило заключительное заседание слёта. С перестройкой более половины лесничеств прекратили своё существование, в других работа заметно ослабла. Но совсем она не прекращалась никогда. И хотя далеко не каждый год проводились областные (и тем более республиканские) смотры, во многих районах между отдельными школами и лесничествами сформировались прочные традиционные связи, на которые мало влияли даже крупные перемены в жизни страны. Конечно, решающую роль здесь сыграли взрослые люди – работники лесничеств и учителя, энтузиасты и настоящие патриоты родного края. «Перестройка-перестройкой, а мы со школьниками как работали раньше, так и сейчас продолжаем трудиться, – сказал мне при встрече весной 2006 года Альберт Андреевич Федорушков, который курирует сейчас работу сразу трех школьных лесничеств, а одного уже на протяжении 35 лет. В последние годы понемногу вновь оживает работа юных друзей леса. По информации департамента лесного комплекса, в Архангельской области на 1 октября 2007 года числится 50 школьных лесничеств на территории 16 лесхозов в 12 районах области. В каждом из лесничеств занимается от 5 до 25 школьников, всего 678 человек. До показателей двадцатилетней давности ещё, конечно, далеко – тогда было 165 лесничеств и в них занималось около шести тысяч человек. Но тенденция к росту прослеживается чётко, и это радует. Оживлению работы школьных лесничеств должно – наконец-то! – способствовать окончание слишком затянувшейся перестройки в управлении всей лесной отраслью страны. Для истории считаю необходимым перечислить существующие на сегодня школьные лесничества в области: в Виноградарском районе – Березниковское; в Вельском – Благовещенское, Вельское, Комсомольское, Кулойское, Низовское, Судросчкое, Тегринское и Шунемское; в Вилегодском – Соровское; в Каргопольском – Каргопольское, Кречетовское и Ясненское; в Коношском – Вандышское, Мирнинское, два Подюжских, Ротковецкое и Таврингское; в Котласском – Савватьевское и Удимское; в Няндомском – Бурачихинское, Воезерское, Лепшинское, Мошинское, Савватиевское и Шалакушское: в Пинежском – Веркольское, Лавельское, «Лесовичек», Пюлавское, Нюхченское, Сосновское и Сурское; в Плесецком – «Березка», «Елочка» (два), «Зеленый парус», Лелемское, Обозерское и Самодедовское; в Приморском – Беломорское; в Устьянском – Эдемское, Октябрьское (два) и «Родничок»; в Холмогорском – Ломоносовское, Луковецкое, Усть-Пинежское и Холмогорское. Некоторые лесничества уже отметили 30Mлетние юбилеи своего существования, например, Шунемское и Соровское в Вельском районе, Лавельское и Нюхчинское – в Пинежском, Луковецкое – в Холмогорском. Время летит быстро. Тем, кому два десятилетия назад было по 12M16 лет, сейчас вполне взрослые люди, имеющие профессию и свою семью. И сейчас, просматривая фотографии двадцатилетней давности, мне почему-то невольно вспомнились слова известной песни послевоенных лет: «Где же вы, друзья-однополчане?». Действительно, где сейчас вы, бывшие юные друзья леса? Как сложилась ваша жизнь? И какой след на ней оставила работа в школьном лесничестве? Находясь в июне 2006 года в поселке Луковецком, я обратился с этими вопросами к лесничему А.А. Федорушкову и учителю, классному руководителю Е.Р. Танышевой. Листая фотографии, Екатерина Романовна сказала: – Это 1988 год. Ребятам по четырнадцать-пятнадцать лет. Они уже понимают, что главное в жизни – труд. Чувство гордости за себя познается трудом. И радость жизни оплачивается трудом… Сейчас всем перевалило за тридцать лет. У каждого своя дорога в жизни. Первый на этом коллективном снимке – Серёжа Кречун. Паренёк в школе был не из лёгких. Помню, как в последний день работы получил грамоту и сказал мне: «Теперь я чувствую себя другим человеком, а до этого мне казалось, что я хуже других». Теперь Сергей – хороший семьянин, воспитывает сына. «А работа на вырубках, как поход в лес, – весело, костёр, друзья рядом, здорово!». Сергей Козлов поработал вальщиком леса с год, потом сказал: «Рубить лес не могу, лучше бы я его сажал», и уехал куда-то. Люба Лебедева, вот на снимке справа, накрылась курткой. «Нравилось мне работать в школьном лесничестве. Взрослой себя считаешь. В паре с Олегом Танашевым всегда первыми были. Он хоть и молчаливый, но товарищ надёжный. А жизнь прожить – не поле перейти. Верю, что дочка счастливее меня будет». Много деревьев подрастает сейчас из ёлочек, посаженных дуэтом – Алёшей Дорониным и Сашей Ганюшкиным. Три Лены – Ширшова, Николаева, Бачурина – и в учёбе отличницы, и на посадках передовицы. Правда, не любили дождливых дней. То сапоги у них увязнут в колее, то посадочный меч утопят. Сейчас Лена Ширяева в Нижнем Новгороде, в письмах про поездки в лес вспоминает часто, лесные каникулы называет «золотым времечком». Наташа Шуньгина живет в Архангельске, имеет высшее экономическое образование. Звонила мне недавно: «Никогда не жалею, что трудилась в лесничестве. Хорошо и интересно было». С Галей Кобелевой нравилось мальчишкам ёлочки садить. Сейчас предприниматель, работает в торговле. Любят её покупатели за вежливость и понимание. Говорит мне: «С удовольствием отпустила бы своего сынишку на ёлочки. Ест плохо, как и я в детстве. Но после посадок я первой летела в столовую и съедала всё, ещё и добавки просила. Мама просто удивлялась …». Марина Дианова в Архангельске, замужем, есть дочка. Как у юриста с высшим образованием, спрашиваю, законно ли то, что мы подростками работали в лесу. «Работа по посадке не опасная, – отвечает она. – Кроме пользы я в этом ничего плохого не вижу. Понимаешь цену трудового рубля. Помогает в общении со взрослыми. Можешь с детства и отрочества выбрать себе профессию… Вот Марина Корельская. В семье старшая: сестрёнки, обеды – всё на ней. И в классе – староста. И в лесу, не сговариваясь, ребята выбирают её бригадиром. Почему? Да потому, что человек она надёжный. Сейчас работает в магазине, народ у неё всегда толпится… Лилечка Маремьян – наша красавица. Даже сапоги-бахилы сидели на ней красиво. В лесу ли, кажется, ей место? А она копошится с сеянцами, не отстает от других, смеётся задористо. Если нужны от бригады художественные номера – пожалуйста: «Выступает Лиля Маремьян!». Сейчас медработник, замужем, двое детей. Наташа Минина – парикмахер, Люба Лебедева – работник кафе. Все – при деле, все трудятся хорошо. И этому научило школьное лесничество. А как у других членов школьных лесничеств сложилась дальнейшая судьба? Очень бы хотелось узнать об этом. Не всем, конечно, попадёт в руки эта книжка – тираж небольшой. Но если кто-то из «ветеранов» школьных лесничеств будет держать её в руках, – откликнитесь! Напишите нам вкратце о своей жизни. И приложите, пожалуйста, хотя бы один снимок с изображением своей «персоны», отдельно или в кругу семьи или друзей. А мы постараемся их опубликовать в следующих номерах наших сборников. Думаю, что такой материал будет для читателей весьма интересным. Адрес музея леса, куда следует направить письмо, указан в предисловии этой книги. Искренне желаем всем удачи! |