На главную
Главная страница » Об Архангельском лесе » Заповедные территории и памятники природы
Заповедные территории и памятники природы
Лишь на заре развития человечества лес был просто средой обитания, и люди привычно считали его своим домом, не испытывая ни благодарности к нему, ни особых неудобств от лесного дискомфорта. С развитием цивилизации отношение человека к лесу раздвоилось. С одной стороны, лес обеспечивал людей материалом для строительства жи-лищ, топливом, по-прежнему был местом охоты и сбора съедобных растений, но с другой - стал препятствовать развитию сельского хозяйства, и его начали изводить огнем и топором под застройки, под поля, сенокосы, выгоны. Лес нелегко сдавал свои позиции, на расчистках появлялась поросль, прорастали древесные семена. Человек и лес повели войну за жизненное пространство. В ту пору и сложилось справедливое до недавнего времени мнение, что чем больше леса в стране, тем менее она цивилизованна и даже бедна. Сейчас же обоснованно считают, что чем больше леса, тем богаче страна и ее народ.
Не только стоимостью лесных материалов оцениваются беломорские леса. Как известно, за каждый гектар вырубаемых лесов с лесозаготовителей берется так называемая попенная плата по объему и качеству растущих на нем деревьев. Но разве не выполняет этот же гектар леса водорегулирующую, климатозащитную роль, разве не может он использоваться для отдыха, доставлять эстетическое наслаждение? И измеряется ли все это в рублях?
Благотворно влияние природы на человека, но влияние человека на природу в большинстве своем тлетворно. Многие природные ландшафты сильно видоизменяются и переходят в другое качество, повсеместно и неуклонно сокращаются площади лесов, и для того, чтобы человечеству было с чего брать пример, когда оно спохватится и начнет возрождать былое, существуют заповедники, заказники, памятники природы. Конечно, роль этих охраняемых территорий не ограничивается одной эталонностью. Все они имеют научное значение и являются объектами пристального изучения естественных изменений, закономерностей и взаимосвязей природных факторов и элементов в условиях напряженной экологической ситуации в окружающей обстановке.
Долгое отсутствие единого природоохранительного государственного ведомства породило бессистемность в классификации охраняемых территорий. У нас в стране имеются природные заповедники, заповедно-охотничьи хозяйства, заповедники-музеи, заповедные зоны, национальные парки, парки-памятники, резерваты и многие другие формы заповедных объектов. Принадлежат эти учреждения 29 различным ведомствам: Академии наук СССР, республиканским органам Главохоты, лесного хозяйства, охраны природы и т. д. Есть и такие заповедники, которые непонятно кому и принадлежат. Вот, к примеру, наш Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Вроде бы он находится в ведении управления культуры Архангельского облисполкома,- но в то же время на всей территории архипелага функционирует Соловецкий лесхоз управления лесного хозяйства. Ни то, ни другое ведомство не является полноправным хозяином на территории музея-заповедника. И никто не может определить зоны влияния музея и лесхоза.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» и образование Государственного комитета СССР по охране природы должны положить начало радикальным изменениям в использовании природных ресурсов, в сохранении их для наших потомков. Одной из задач нового комитета является приведение в четкую систему заповедных территорий и устранение ведомственного многовластия, мешающего нормальному функционированию этих важ-ных для охраны природы объектов.
Вообще-то существуют Типовые положения о государственных заповедниках, памятниках природы, ботанических садах и дендрологических парках, заказниках и природных национальных парках. Утверждены они Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике 27 апреля 1981 г. Но что-то не ощущается влияния этого документа на ранее созданные заповедники и охраняемые объекты. В Соловецком, например, как существовала ведомственная неопределенность в разделении зон влияния, так она и осталась. И происходит это потому, что территория, называемая историко-архитектурным и природным музеем-заповедником, более соответствует по своему составу предусмотренному Типовым положением Государственному природному национальному парку. Исходя из этого, необходимо, по нашему мнению, придать Соловкам типовое название, а вместе с ними все земли, недра, воды и штаты передать в единое подчинение. Подробнее о «жемчужине Беломорья»- Соловках мы еще расскажем.
Там, где в реку Пинегу впадает хрустальной чистоты речка Сотка, на площади 41,2 тыс. гектаров создан в 1974 г. Пинежский заповедник. Целью его создания является сохранение в естественном состоянии типичных и уникальных для северной подзоны тайги природных комплексов со всей совокупностью их компонентов: зеленомошных ельников, хвойных лесов с могучими лиственницами в составе, других типичных древесных насаждений, карстовых пещер и воронок, рек и озер карстового происхождения, болот, типичных таежных животных и растений.
Животный мир заповедника представлен обычными северотаежными видами. В нем обитают лось, медведь, куница, выдра, все виды лесных птиц; водятся редко встречающаяся росомаха, а также ценные породы рыб - семга, хариус. В растительном мире заповедника встречаются уникальные растения: астрагал холодный, толокнянка альпийская и реликтовые - венерин башмачок, копеечник. Редкие растения этим перечнем не ограничиваются. В 1975 г. вокруг Пинежского заповедника создана охранная зона шириной 2 километра и общей площадью 24,5 тыс. гектаров. В ней запрещена не только охота, но даже и появление с оружием и собаками. Наложено «вето» и на стоянки туристов.
Если государственных заповедников в лесной зоне области только два - Соловецкий и Пинежский, то заказников насчитывается более двух десятков. Государственные заказники образованы с целью сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных или нескольких компонентов природы.
Наиболее старый заказник области - Сийский. Это комплексный охотничий заказник, учрежденный в 1963 г. на площади 27 тыс. гектаров в Холмогорском районе (Сийские озера, Сийский монастырь). В 1976 г. площадь его увеличена до 43 тыс. гектаров.
Одновременно с Сийским были образованы Соловецкий и Вайгачский государственные заказники, первый - для увеличения численности гаги и дикого северного оленя, второй - для охраны гаги, лебедя, белощекой казарки, белого медведя. В 1966-1973 гг. заказники учреждались по одному-два в год: охотничьи бобровые Горковский в Верхнетоемском и Шиловский в Краснобарском районах, Няндомский и Сольвычегодский охотничьи, Печорский и Лачский (по берегам озера Лача) на водоплавающую дичь. В 1973 г. выделен Двинской (дельта Двины с островами) комп-лексный заказник на перелетную водоплавающую и боровую дичь, пушных зверей и копытных. А через два года образовано сразу 8 охотничьих заказников, 7 из которых комплексные: Уемский (Приморский район), Филатовский (Каргопольский район), Ор-ловский (Устьянский район), Сурский, Шултусский (Няндомский район), Селенгинский (Шенкурский район), Яренский и один Монастырский (Пинежский район) - бобровый. В 1976 г. состав заказников пополнился еще четырьмя комплексными: Онским (Лешуконский район), Мудьюгским (Онежский район), Коношским и Важским (Вельский район).
Своеобразное, в меру собственного понимания каждым хозяйственным руководителем, толкование понятия «заказник» обусловливает не всегда правильный режим хозяйствования на его территории. Организация заказника не влечет за собой изъятия земель у землепользователя, и режим заказников устанавливается по согласованию с землепользователем. При этом могут быть введены ограничения таких видов хозяйственной деятельности: распашка земель, сенокошение, сбор ягод, цветов, выпас скота, строительство, мелиоративные работы, использование ядохимикатов, туризм, охота и рыболовство, проезд техники без дорог. В особо охранных частях заказников устанавливаются более строгие ограничения, вплоть до запрещения рубки леса с целью заготовки древесины, но это может быть только в лесах 1 и II групп.
Ленинский декрет «Об охране памятников природы, садов и парков», подписанный 16 сентября 1921 г., дал начало массовому выявлению уникальных и типичных природных объектов, ценных в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношениях. Положение о памятниках природы предусматривает их не-большую площадь, которая в Казахской ССР, например, ограничена двумя гектарами. К государственным памятникам природы относятся небольшие рощи, озера, участки долин и побережий, редкие геологические обнажения, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные склады, редкие деревья, старинные аллеи, пруды и подобные им участки.
В Архангельской области выявлено около двухсот памятников природы. Работа по выявлению памятников была начата давно, еще до выхода «Типового положения», вот почему большая часть их не соответствует статусу памятника. Массовый энтузиазм лю-дей, стремление выделить красоту, сделать ее достоянием поколений не подкрепляется юридическими знаниями и действиями. Имеются сложности и в юридическом оформлении памятников природы, и даже официальные должностные лица не точно представляют состав и форму технической документации, порядок ее прохождения по инстанциям. К настоящему времени в области нет ни одного юридически оформленного государственного памятника природы. Это вызывает сожаление. В действительности объектов, достойных быть памятниками природы, в Архангельской области, конечно же, много.