На главную
Главная страница » Об Архангельском лесе » Лесные комбайны и лесоводство
Лесные комбайны и лесоводство
На V Мировом лесном конгрессе (США, 1960) делегатам показали последнее достижение лесной науки и техники – лесной комбайн для заготовки балансов конструкции инженера Буша. Профессор П. В. Васильев (1) описывает, как этот механизм, переходя от дерева к дереву, легко срезал гидравлическим ножом стволы диаметром до 35 сантиметров. Потом дерево очищалось от сучьев, разрезалось на балансы и укладывалось в накопитель. Когда накопитель наполнялся, балансы увязывались в пачку и сбрасывались с комбайна. Все операции выполнял один человек, который, сидя в благоустроенной кабине, манипулировал множеством рычагов и кнопок. За весь технологический цикл рука человека ни разу не прикоснулась к дереву.
Охраняя секреты фирмы, устроители демонстрации не подпускали делегатов к комбайну ближе 50 метров. Однако заградительной ленточкой невозможно было остановить технический прогресс. Подобные машины стали появляться и в других странах, в том числе и в нашей стране.
В начале семидесятых годов лесные комбайны пришли в делянки Архангельской области. Диковинные, мощные, с клешнями-захватами и острыми зубьями механических пил, они вытесняют из лесосеки людей с топорами и принимают на свои железные плечи тяжкий труд лесоруба. Не нужно теперь, напрягая мышцы, вдавливать звенящую пильной цепью шину «Дружбы» или «Урала» в ствол дерева, беречься от падающего дерева, не нужно путаться с топором в руках в кроне поваленного великана, обрубая ветви, а потом, упираясь изо всех сил, растягивать тяжелый трелевочный трос, чтобы захомутать хлысты крепкими чокерами.
Конструкторами создан целый ряд лесозаготовительных машин, которые выполняют разнообразные операции. Так, например, ВТМ-4 (валочно-трелевочная машина) осуществляет направленную валку деревьев. Для этого на мощный трактор ТТ-4 приспособили откидывающийся пильный агрегат цепного типа, которым он наезжает на сосну или ель, а выступающим упором-«рукой» подталкивает подпиленное дерево в нужном направлении.
Другие агрегаты (TB-l, ЛП-18А) осуществляют подборку поваленных деревьев и трелевку их на погрузочную площадку. Они также смонтированы на базе трелевочного трактора, но на «спине» их вместо щита, на который затаскивались концы. Трелюемых хлыстов, установлен широкий захват, способный обнять несколько десятков стволов. Для того чтобы уложить конец ствола в захват, ближе к кабине, установлен длинный (максимальный вылет захвата 5 метров) гидроманипулятор с захватом поменьше - на одно дерево. И вот такой трактор, он называется трелевщик бесчокерный (ТВ-1), движется вслед за валочной машиной и взваливает на себя поваленные деревья. Набрав достаточный воз, он может утащить его к погрузке, а может и сбросить со своих плеч, чтобы оставить эту пачку деревьев другой машине. Сформировать пачку может и валочно-пакетирующая машина, например, ЛП-l7, ЛП-l9, ЛП-49. Это наиболее сложные в технологическом и техническом отношении машины. Они оснащены гидроманипуляторами, пильными агрегатами, трелевочными устройствами. Подойдя к дереву, такая машина захватывает ствол железной «рукой», срезает его пилой под корень, подняв все дерево, переносит его к трелевочному устройству и укладывает комлем в захват, а кроной на волок. Клешни захвата зажимают комель, и машина со своей добычей передвигается к следующему дереву.
Чтобы перетаскать подготовленные пачки к лесовозным путям, где их ждут сучкорезки и лесовозы, имеются различные виды трелевщиков: ЛТ-154, ЛТ-157, ЛЦ-89. Принцип их работы примерно одинаков: они подъезжают задним ходом к пачке деревьев, сгребают комли железными объятиями захвата и, приподняв их немного над землей, тащат на погрузочную площадку.
Что же происходит на погрузочной площадке? Как осуществляется очистка деревьев от ветвей и сучьев? Ведь известно, как трудно составить конкуренцию топору, к которому так привычны натруженные руки. Всем лесорубам помнятся неприжившиеся бензосучкорезки с небольшой циркульной пилой на длинной штанге. Выигрыш в экономии мускульной работы взамен лихого размаха и хлесткого удара топором оказался невелик.
На этот раз конструкторы предложили новый принцип отделения ветвей от ствола: движением ствола внутри обжимающих кольцевых ножей. Подобным образом мы иногда протаскиваем веточку сквозь кулак, очищая ее от листьев. Так и на лесосеке мощная сучкорезная машина на базе трелевочного трактора хватает, как былинку, целое дерево, вставляет его в кольцевое устройство из ножей и протаскивает через него весь ствол, оставляя под ножами охапку ветвей.
Таким образом, на лесосеке теперь механизированы последние тяжелые лесозаготовительные работы. На смену многим специальностям лесорубов пришла одна - оператор агрегатной машины. Два оператора валочно-трелевочной и сучкорезной машин заменяют целую комплексную бригаду из 10 человек: вальщика с помощником, пять-шесть сучкорубов, тракториста и чокеровщика.
Конечно, новые машины сложны в изготовлении, энергоемки, дорогостоящи, но значительно выше экономический и социальный эффект высвобождения человеческого труда. Повышается в 2-3 раза производительность труда, решается извечная проблема трудовых ресурсов в лесной промышленности и повышается культура труда. Теперь не надо мобилизовывать тысячи рабочих для выполнения низко квалифицированных тяжелых работ, а достаточно подготовить сотни грамотных по современным меркам специалистов.
Вначале эта техника медленно внедрялась в производство. Во Всесоюзном объединении Архангельсклеспром в 1983 г. на обрезке сучьев уровень механизации составил 64,1 %, а машинная валка - 3,3 %, бесчокерная трелевка - 5,1 %.
Прокомментировать это мы попросили одного ответственного работника объединения. «Вроде так, но и не совсем так,- пояснил он. - Ведь вы видели, как этот «крокодил»- ЛП-49 ворочает своими членами в делянке. У него в кабине более ста рычагов гидросистемы, и гул стоит тоже на сто ладов. А любой из этих рычагов оператор должен не глядя поймать рукой и придавить в определенную долю секунды. После такой работы он дома два часа отлеживается, прежде чем в ушах утихнет шум машины, и перестанут дрожать пальцы. И вообще по своему характеру и по напряжению эта работа ближе к пилотированию самолета, а «пилотов» у нас пока недостаточно».
Итак, новый термин на лесозаготовках - «пилотирование» лесных комбайнов. Вспоминая элегантных пилотов воздушных лайнеров, нельзя сказать, чтобы они выглядели крайне утомленными. Но, может быть, просто «марку держат». Как бы то ни было, лесные комбайны еще не достигли полного технического совершенства. Тем не менее, в начале 1988 г. в объединении работало уже 406 машин ЛП-69, а уровень механизации превысил 30 %.
А каковы же экологические издержки научно-технического прогресса на лесозаготовках? Ведь сейчас не человек сапогами топчет лесосеку, а мощная машина гусеницами. Вырубки, где поработали валочные и трелевочные машины, являют очень грустный вид: вспаханная гусеницами почва, переломанный и искореженный молодняк и ветви, расщепленные деревья, не выдержавшие цепкой хватки железных клещей.
Похоже, конструкторы этих машин не думали о том, что на вырубках нужно выращивать новый лес. Учеными АЛТИ, Архангельского института леса и лесохимии установлено, что более половины поверхности вырубок повреждено механизмами, из них треть занимают сильно минерализованные погрузочные площадки и волока, углубляющиеся на 40-50 сантиметров. На данной площади гибнет полностью подрост и тонкомер, уничтожается напочвенный покров и ухудшаются физические свойства почвы: аэрация, скважность, влагоемкость, объемный вес. Часть почвы после этого сносится дождевыми водами и обнажаются бесплодные слои грунта. Поверхность вырубки покрывается сплошным слоем порубочных остатков. Раньше трелевочный трактор ездил только по волокам, расположенным через 30-40 метров, вытаскивая срубленные деревья из межволочного пространства (пасеки) тросом, теперь валочным и трелевочным машинам приходится подъезжать к каждому срубаемому дереву. Отработанная годами технология сохранения подроста для новои техники неприменима. Ясно, что возобновятся вырубки не скоро и для этого потребуется много сил и средств.
Взвесим недостатки новой техники: агрегаты разрушительны для природы, сложны в управлении, к тому же недостаточно проходимы - на косогорах переворачиваются, в сырых местах застревают. Весом груз недостатков - так, может, отказаться от таких машин и совершенствовать старую технику? Нет, о возврате к старому не должно быть и речи. Чашу весов неумолимо перевешивают перечисленные выше достоинства. Значит, решать возникшие лесоводственные проблемы придется применительно к технике подобной или принципиально новой конструкции.
Ликвидация экологических издержек при внедрении новой техники задача сложная. Тяжелые агрегаты на воздушной подушке не разместить, на дирижабль не навесить. Как ни крути - ползать им по земле. Где же пути решения проблемы лесовосстановления? Что же, опять полагаться на матушку-природу? Мол, она живуча, залечит свои раны и засеет чем-нибудь обнаженные и захламленные просторы. Нет! Если мы так мощно и сокрушительно взяли урожай древесины, то должны так же мощно и надежно обеспечить жизнь новому поколению леса. Вслед за «лесоуборочным» комбайном должен идти такой же мощный и современный лесопосадочный комбайн. Но получилось так, что первый комбайн уже работает на делянках, а второго еще нет и в чертежах конструкторов.
Заметим, что стоимость существующей лесной сажалки составляет 0,7 тыс. рублей. По технической сложности они соответствуют примерно жатке-«лобогрейке» времен первых пятилеток. Стоимость описанных выше лесных комбайнов -15-27 тысяч. В одном лесничестве обычно работают одна такая лесопосадочная машина (больше предпочитают старую мотыгу) и 5-10 лесозаготовительных «монстров»..
Итак: 0,7 тыс. рублей и примерно 150 тысяч. Элементарная математика - соотношение мощностей лесовосстановления и рубки леса 1 : 200!
Если бы для изложения сути этой главки пришлось прибегнуть к математическим методам, то здесь напрашивалась бы следующая «система уравнений»:.
лесоуборочные комбайны + лесопосадочные комбайны = лесоводство,
лесоуборочные комбайны + мотыга = лесной промысел.
Под лесным промыслом понимают, как известно, безвозмездное получение какой-либо продукции леса. Не хотелось бы с позиций сегодняшнего дня относить лесную промышленность к лесному промыслу. Но факты, как говорят, вещь упрямая. Невольно возникает еще один вопрос - как, когда и почему произошла такая диспропорция между лесной промышленностью и лесным хозяйством? Попытаемся ответить на этот вопрос.

1. Васильев П. В. Сокровища советских лесов. М.: Лесная промышленность,1966, с. 190.