На главную
Разорванные звенья
Лесное хозяйство и лесная промышленность в системе народного хозяйства представляют две разные отрасли, но обе они призваны решать одну общегосударственную задачу - наиболее полно и рационально использовать лесные ресурсы и обеспечивать их успешное воспроизводство.
Функции этих отраслей четко разграничены. Лесное хозяйство охраняет леса, отпускает их в рубку, ведет лесовосстановительные и другие работы, направленные на улучшение древостоев и повышение их продуктивности. Вырастив новые леса лучшего качества по сравнению с вырубленными, лесное хозяйство вновь передаст их в рубку.
Лесная промышленность также выполняет свои специализированные задачи: заготовляет древесину с минимальной затратой сил и средств, стремясь к максимально полной и глубокой переработке лесного сырья. Работая на одном объекте, обе эти отрасли экономики обязаны решать в тесной увязке свои хозяйственные проблемы, исходя из общегосударственных интересов.
С первых лет Советской власти система лесного хозяйства (лесничества, лесные отделы) находилась в ведении Народного комиссариата земледелия. В 1929 г. был организован Народный комиссариат лесной промышленности, которому были переданы все лесные дела. С течением времени жизнь показала, что лесное хозяйство не может осуществляться «между делом», во вторую очередь после основной деятельности - заготовки леса. Поэтому в 1947 г. было создано Министерство лесного хозяйства СССР с сетью областных управлений, лесхозов, лесничеств.
В 1959-1965 гг. руководство лесным хозяйством и его ведение было передано лесной промышленности, что еще больше способствовало нерациональному использованию лесосечного фонда. С 1966 г. лесное хозяйство вновь обрело самостоятельность. Но в лесу работает и имеет определенные права множество организаций других министерств и ведомств. Такое разнообразие лесных учреждений, их сложные правовые и экономические взаимоотношения породили вопрос: «Не много ли в лесу хозяев?»
В нашем обществе каждое предприятие, организация, даже каждый человек являются потребителями лесной продукции. Их потребности могут быть случайными, периодическими или постоянными, большими или меньшими. Как же они удовлетворяются?
Если вам потребовалось, допустим, бревно или несколько досок для ремонта дома, можно пойти в ближайший лесхоз или специализированный магазин и купить эти материалы. Примерно так же поступают и мелкие организации и предприятия.
Если у предприятия имеется постоянная и устойчивая потребность в небольшом количестве лесоматериалов (например, для выпуска деревянных игрушек или изготовления мебели), то оно должно получить в вышестоящих организациях фонды на древесину. Тогда заботу о снабжении их древесным сырьем возьмут на себя организации по заготовке и переработке древесины: леспромхозы, лестранхозы, лесобазы, лесозаводы. Они отправят потребителям нужное сырье по нарядам Гослесоснабсбыта.
Потребности предприятия в древесине могут измеряться десятками и сотнями тысяч кубометров в год. В таких случаях предприятие (а чаще ведомство или министерство) получает собственную лесосырьевую базу, то есть такую лесную территорию, которая юридически закреплена для заготовки древесины только этим предприятием. Базодержатели обязаны осваивать свои лесосырьевые ресурсы строго по плану рубок, выполнять комплекс противопожарных мероприятий, заботиться о восстановлении лесов. Лесосырьевые базы закрепляются на длительный срок, и поэтому предприятия, получившие их, должны быть постоянно действующими. Работу свою они должны организовывать на долговременной основе, по-хозяйски заботясь о будущем.
Основными и старейшими базодержателями в наших северных лесах являются леспромхозы Всесоюзного объединения Архангельсклеспром. Кроме них, есть еще много других базодержателей. Это лесные предприятия самых различных министерств: внутренних дел, транспортного строительства, топливной промышленности и других. Есть также в наших лесах базы некоторых южных областей, Мосгорисполкома, Метростроя, военного ведомства. Лесная промышленность не в состоянии обеспечить древесиной всех потребителей, поэтому приходится давать отдельным отраслям и предприятиям не готовый лесной продукт, а лес на корню. И они своими силами заготовляют необходимые, иногда специфичные лесоматериалы.
Почему бы все эти усилия, затрачиваемые в самых различных сферах народного хозяйства, не сконцентрировать в одних руках и не передать средства производства лесорубам - «профессионалам» из Минлеспрома? К сожалению, еще существует камень преткновения экономического характера: где-то много лесов, но мало рабочей силы, а где-то мало лесов, но зато велики трудовые ресурсы; одна отрасль развивается более успешно и имеет поэтому дополнительные ресурсы, а другая отрасль таких ресурсов не имеет. Так называемые самозаготовители ведут лесозаготовки за счет своих внутренних резервов, а их, как известно, нельзя передать из отрасли в отрасль.
Совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1984 г. решено постепенно сконцентрировать все лесозаготовки в системе Минлесбумпрома СССР. Решение совершенно правильное, но для выполнения довольно сложное.
Иногда частичные права базодержателя не обеспечивают всех потребностей претендента на свою долю лесов. Так, например, колхозам и совхозам, кроме древесины, нужны и лесные сенокосы, и выгоны, и древесная зелень, и торфяные залежи; городам - лесная свежесть, красоты лесных пейзажей, лесные птицы, цветы, поляны; заповедникам - секреты и чудеса природы, хранимые девственным лесом. В этом случае за предприятием закрепляют весь лесной фонд с правами землепользователя. Это - закрепленные леса. Лесофондодержатель своими силами ведет в них лесное хозяйство, для чего содержит штат лесных специалистов и лесной охраны, а лесхозы осуществляют контроль за правильностью ведения хозяйства в них.
Лесное сотрудничество базодержателей не всегда идет гладко. Возникают порой межведомственные разногласия, отдельные лесозаготовители не всегда добросовестно хозяйничают в своих лесосырьевых базах, некоторые руководители недостаточно точно выполняют лесные законы. На фоне напряженного лесосырьевого баланса эти недостатки иногда производят впечатление общего беспорядка, и тогда начинаются разговоры об излишнем количестве «хозяев» в лесу, о необходимости реорганизаций. Но реализованы ли все возможности существующей структуры лесного хозяйства и лесопользования? Все ли звенья этой структуры работают в полную силу, в полном соответствии с Основами лесного законодательства и со всеми многочисленными правилами и положениями? Ведь эти документы исключают возможность негативных явлений в наших лесах. Государственные органы лесного хозяйства имеют большие права, действенные инструменты юридического и административного порядка, которые предназначены для координации лесной деятельности и контроля за ней. Поэтому в наших лесах не должно быть беспорядков. А если они есть, значит, лесные органы ослабили свою деятельность и ответственность перед главным хозяином лесов страны - советским народом.
Лесоводственная мудрость в использовании и воспроизводстве лесных ресурсов до удивительного проста: рубка и возобновление - два звена единого процесса. В условиях социалистического государства создаются, казалось бы, идеальные условия для ин-теграции лесоводства и лесоэксплуатации. Но, увы, недоброй славы межа пролегла между ними. Ведь отказ от принципа непрерывного лесопользования с начала сороковых годов по существу был отказом и от организации работ по лесовосстановлению. Провозгласив тезис - «все засеем», отвергнув приемы по естественному восстановлению древостоев, мы оказались совершенно неподготовленными ни технически, ни экономически для проведения трудоемких и дорогостоящих работ по искусственному культивированию древесных пород. Низвергнув с пьедестала принципы научного лесоводства и не сумев предложить конкретных мер по воспроизводству лесов на площадях вырубок, руководители, ответственные за использование лесов, не смогли найти ничего лучшего, как вообще не обращать внимания на эту сторону лесного дела. Лесное хозяйство было превращено в некое подсобное подразделение в систем лесной промышленности.
Нельзя сказать, что лесоводы относились пассивно к принижению роли лесного хозяйства. Горячий поборник сохранения подроста при лесосечных работах Н. С. Семенов в своих статьях, помещенных в журналах «Лесное хозяйство и лесоэксплуатация» (1935, № 9-10) и «Лесное хозяйство» (1940, № 1) резко критиковал лесозаготовителей за уничтожение молодняка. В 1935 г. Б. Д. Ионов, И. С. Мелехов и И. В. Занин применительно к лебедочной трелевке, когда деревья со всей делянки стаскиваются в центр, предлагают оставлять источники семян в виде групп деревьев - куртин. Но эти, как и многие другие предложения лесоводов, направленные на усиление лесовосстановительных процессов, не получили должной поддержки и не нашли практического распространения.
Картина изменилась к лучшему после выделения лесного хозяйства из системы лесной промышленности в самостоятельную отрасль народного хозяйства и организации в 1947 г. Министерства лесного хозяйства СССР. В практику лесного хозяйства начинают внедряться научные разработки, существенно расширяются виды работ, провoдимых в лесу. Особенно это относится к лесам Украины, Белоруссии, Прибалтики и среднерусским лесам.
В зоне тайги этот перелом происходил труднее. Лесная промышленность медленно поворачивалась лицом к лесному хозяйству. Решающее значение имеет план заготовки древесины, ради которого нередко поступаются правилами ведения лесного хозяйства. Принижена сама роль его как государственного органа по контролю использования и воспроизводству лесных ресурсов. Обремененное массой не свойственных ему работ, вплоть до заготовки древесины для нужд народного хозяйства, технически слабо оснащенное, лесное хозяйство не способно шагать в ногу с лесной промышленностью. И несмотря на очевидный дефицит лесного сырья, когда надо предпринимать энергичные меры по его предотвращению, лесное хозяйство оказывается неспособным в полной мере решать даже свои текущие задачи.
Другим черным следом ошибок прошлого является отсутствие у лесной промышленности какой-либо заинтересованности в полном и рациональном использовании и воспроизводстве лесных ресурсов. Все прекрасно понимают, что работать лесозаготовителям приходится все труднее и труднее. Но преодолевать эти трудности надо не путем нарушения государственных правил эксплуатации лесов, а решительным повышением культуры лесозаготовительного производства. Но этому не способствует всепрощение на местах. Получается парадоксальная картина. Государство помимо своей воли как бы поддерживает лесонарушения, выделяя леспромхозам средства на оплату штрафов. А как будет при новых условиях хозяйствования, когда штрафы придется выплачивать из хозрасчетного дохода?
Непросто ковалась цепь взаимоотношений между лесозаготовителями и лесоводами. Сказались и здесь методы административно-командной системы управления, когда в результате увлечения отдельными, казалось бы, заманчивыми идеями ломались сложив-шиеся связи, правила и структуры, навязывались новые, не проверенные практикой и не учитывающие местные условия. В лесном деле это особенно опасно, так как последствия неправильных решений проявятся через десятки лет.
Перестройка коснулась и лесных забот. В марте 1988 г. принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о реорганизации управления лесным хозяйством и лесной промышленностью. В соответствии с этим постановлением образован Государственный комитет СССР по лесу и Минлеспром СССР, лесозаготовители и лесоводы объединяются в новые структурные единицы - комплексные лесные предприятия, которые будут проводить лесоэксплуатационные и лесохозяйственные мероприятия в лесных массивах, предоставленных Минлеспрому СССР в долгосрочную аренду. Представители Госкомлеса СССР будут осуществлять контроль за их деятельностью.
Предстоит сформировать непростые товарно-рыночные взаимоотношения, причем не столько с равными партнерами, сколько с государством. Товаром должны служить наряду с заготовленной древесиной и продуктами ее переработки и выращенный молодняк, и даже вырубки. Самое сложное - распахать межу ведомственных интересов и воспитать новую психологию работника леса, соединив в ней лучшие устремления лесоводов и лесозаготовителей.