На главную
Молодая поросль
Шестиклассницы северодвинской школы № 12, склонившись над партами, с любопытством рассматривают содержимое коробочек, в которых собраны жуки - вредители леса и их личинки.
Ребята постарше столь же заинтересованно разглядывают образцы древесины, поврежденной этими насекомыми. В школьном лесничестве, организованном Северодвинским лесхозом, идет очередное занятие.
- А теперь, ребята, скажите, как можно бороться с вредителями леса? - спрашивает учитель биологии Валентина Михайловна Некрасова.
Дружно тянутся вверх руки.
- Собрать и сжечь!
- Опрыскать химикатами!
- Окорить срубленную древесину!
- Привлечь птиц, скворечников побольше сделать!
Валентина Михайловна довольна - ответы правильные.
А во дворе школы учащиеся под наблюдением мастера Северодвинского лесничества Ирины Ивановны Кокориной измеряют толщину и высоту растущих деревьев. Хотя в их распоряжении и немудреные инструменты - мерная вилка и маятниковый высотомер, все работают с увлечением.
Интересную и важную работу по приобщению школьников к лесу ведут Валентина Михайловна и Ирина Ивановна. Занятия не прекращаются и зимой. Содружество школы и Северодвинского лесничества здесь давнее. В этом заслуга и руководителей школы, и энтузиаста своего дела лесничего Лилии Дмитриевны Киблер.
Полистаем летопись школьного лесничества. За двадцать с лишним лет сделано многое: посажены сеянцы на сотнях гектаров осушенных земель, проведены уходы за лесными культурами, собраны сотни килограммов шишек, сделан ремонт осушительной сети, стали постоянными операции «Зеленый патруль», «Целебное лукошко», «Муравей». Более десятка почетных грамот украшают летопись. Ряд школьников были участниками ВДНХ, олимпиад, различных смотров. Л. Д. Киблер глубоко убеждена, что не столь остро будет стоять вопрос взаимоотношений человека с природой, если любовь к лесу воспитывать с детства, лучше с дошкольного возраста.
Как тут не вспомнить проникновенное стихотворение А. Яшина «Письмо в «Лесную газету», в котором есть наполненные горечью, бередящие душу строки:
Стоит в лес углубиться –
И уже как не дома:
Словно мы за границей –
Незнакомые лица,
Языки незнакомы.
Как слепые, плутаем,
Будто глухи от роду.
И еще утверждаем,
Что мы любим природу.

А цветы разве знаем?
На лугах?
Разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены - сеном.

И с деревьями тоже:
Роща в общем и целом…
Ель от пихты не можем
Отличить, грешным делом...

...Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И отечество любим.

С реформой общеобразовательной школы оживляется благородное дело воспитания у подростков заботы о лесе. Все больше становится школьных лесничеств' в Архангельской области. Сегодня в 152 таких лесничествах за юными лесоводами закреплено почти 90 тыс. гектаров леса. Свыше 340 учителей и специалистов лесного хозяйства занимаются со школьниками. Это немалая сила. Впечатляют конкретные дела школьных лесничеств: в 1985 г., например, их силами создано лесных культур 6540 гектаров, проведены уходы в питомниках на 884 гектарах, высажено деревьев и кустарников для озеленения 4,5 тыс. штук, заложено 20 аллей и скверов, изготовлено искусственных кормушек и гнездовий 3 тыс. штук, выявлены и огорожены 593 муравейника, собрано грибов 612 килограммов, ягод почти две тонны. Есть отдача и в других реальных делах, но главное, у ребят воспитывается чувство рачительного хозяина нашей земли. Пять тысяч школьников стали добрыми друзьями леса.
Работа школьных лесничеств хорошо налажена во многих районах области: в Котласском районе при Савватьевской школе, в Вилегодском - при Соровской, в Няндомском - при Тарзинской, в Верхнетоемском - при Двинской, в Плесецком - при Плесецкой, Оксовской, Североонежской. Плесецкое школьное лесничество в 1978 г. удостоено первой республиканской премии. Оно было. лучшим не только в Архангельской области, но и в Российской Федерации. В 1985 г. Шунемское школьное лесничество Вельского района заняло первое место по области.
По структуре школьные лесничества копируют «взрослые» государственные лесничества: имеют территорию (конечно, небольшую, один или несколько кварталов). Возглавляет его лесничий, есть в штате техники, лесники, лесокультурные звенья. Основная работа - охрана леса, помощь в посадке и уходах. В Вологодской области действует около 120 лесничеств, где занято четыре тысячи школьников.
Школьные лесничества - не только форма приобщения молодежи к лесу, воспитания лесной культуры, но и резерв для подготовки лесохозяйственных кадров.
Значение лесных специалистов было высоко оценено с первых шагов деятельности Советской власти. 5 апреля 1918 г. СНК за подписью В. И. Ленина дает предписание всем Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, в котором, в частности, говорится: «Вследствие получения сведений о массовых увольнениях лесных специалистов от должности и вовсе от службы Совет Народных Комиссаров считает необходимым сообщить, что:
1) с момента революции лесоводы не оставляли своих постов и не прекращали работы, продолжая связь мест с центром и тем самым давая возможность государственному лесному хозяйству действовать;
2) что имеющихся во всей России лесных специалистов далеко не достаточно для проведения в жизнь тех широких задач, кои намечаются основным лесным законом;
3) что лесных специалистов нельзя заменить другими без ущерба для леса и тем самым для всего народа: лесное хозяйство требует специальных технических знаний...» I
Вскоре после гражданской войны низшее звено лесоводов начала готовить на Севере Обозерская лесная школа, а среднее - Вельский и Тотемский лесные техникумы. Еще совсем недавно на лесников учили в Обозерском ГПТУ. Сейчас, к сожалению, на Европейском Севере нет подобных учебных заведений, хотя лесные профессии в этом регионе относятся к остродефицитным.
Основа высшего лесохозяйственного образования была заложена с созданием в 1929 г. Архангельского лесотехнического института. Почти для всех специальностей читался курс энциклопедии лесного хозяйства, куда входило лесоводство, лесная таксация, дендрология и ряд других лесохозяйственных дисциплин. В 1930 г. были организованы кафедры: лесоводства, лесной таксации, экономики и организации лесного хозяйства, ботаники, созданы лесной музей, музей охотоведения и лаборатория почвоведения. При наличии такой базы в 1934 г. было открыто лесохозяйственное отделение, переросшее затем в факультет.
Первый выпуск инженеров лесного хозяйства состоялся в 1938 г. За более чем полувековой период дипломы инженеров лесного хозяйства получили почти три тысячи человек. Выпускники факультета успешно трудятся в лесничествах, лесхозах, лесоустроительных экспедициях, проектных и научно-исследовательских институтах, многие стали видными учеными, партийными и советскими работниками. Лесохозяйственный факультет крупнейшего на Севере вуза издавна является базовым для Архангельского и Вологодского управлений лесного хозяйства, Министерства лесного хозяйства Коми АССР, Северного лесоустроительного предприятия, Союзгипролесхоза, Архангельского института леса и лесохимии, который долгое время возглавлял выпускник АЛТИ Герой Советского Союза Анатолий Сергеевич Синников.
Традиционно лесохозяйственный факультет один из передовых в институте. Успехи его связаны прежде всего с тем, что здесь всегда уделялось большое внимание подготовке педагогических и научных кадров. Большую роль в создании кафедры лесоводства сыграл наш земляк Иван Степанович Мелехов. Возглавляя кафедру свыше З0 лет, он вырос от ассистента до академика ВАСХНИЛ, ученого, широко известного в стране и за рубежом. Под руководством заслуженного лесовода РСФСР доцента Василия Илларионовича Левина и его ученика профессора Ивана Ивановича Гусева составлены различные лесоучетные таблицы, широко используемые в практике лесного хозяйства. С именем заслуженного лесовода РСФСР Федора Борисовича Орлова связано решение целого ряда вопросов искусственного воспроизводства лесов. Многие годы своей жизни посвятили подготовке инженеров лесного хозяйстваю. Ю.В. Адо, С. М. Фистуль, А. А. Панов, В. А. Бердников, Б. Б. Лебле, Л. В. Покровская, П. И. Войчаль, П. В. Стальская, Д. А. Усова, В. И. Калинин и другие преподаватели. Более двaдцaти лет возглавлял кафедру лесоводства и почвоведения заслуженный деятель науки РСФСР, доктор сельскохозяйственных наук про¬фессор П. Н. Львов. В настоящее время почти все преподаватели факультета имеют ученые степени и звания.
В учебном процессе широко используются современные методы преподавания, ЭВМ, новейшее оборудование, приборы и инструменты. Факультет располагает хорошо оформленными специализированными кабинетами и аудиториями.
На пути к прочным знаниям за пять лет учебы студенты изучают свыше тридцати различных дисциплин - общеобразовательных, общетехнических, биологических и специальных. Основной базой учебных практик является учебно-опытный лесхоз АЛТИ, расположенный у живописного озера Карасье вблизи ст. Емца.
Студенты III и IV курсов выезжают на производственную практику в лесхозы, лесоустроительные и научные экспедиции и другие предприятия лесного хозяйства Европейского Севера. Важным звеном в подготовке высококвалифицированных кадров является научное студенческое общество. С научными докладами студенты выступают на конференциях в АЛТИ и других институтах страны, участвуют в конкурсах и на выставках республиканского и союзного значения. На лесохозяйственном факультете действует студенческая дружина по борьбе с браконьерством.
Пять курсов - пять крутых ступеней, ведущих вверх, к знаниям. Завершается учеба защитой дипломного проекта по одному из актуальных вопросов лесного хозяйства. А впереди молодых лесоводов ждет интересная и нужная людям работа.
Словно песня русская сердечная,
Многие века переживет
Скромная профессия, но вечная,
С именем смолистым - лесовод!

Так написал выпускник лесохозяйственного факультета АЛТИ 1976 г. лесовод Александр Лебедев.

1 Декреты Советской власти. М.: Госполитиздат, 1959, т. .2, С. 54-55..